Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Акционерные общества: понятие, цели и административно-правовой статус». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Производственный кооператив-это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (ст. 107 ГК РФ). Разновидностью производственного кооператива является артель. ГК РФ использует эти термины («производственный кооператив и «артель») как синонимы. Характерной особенностью кооператива является обязанность его членов участвовать в деятельности кооператива своим личным трудом, хотя законом допускаются и иные виды участия. число членов кооператива, не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать 25% от числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности (п. 2 ст. 7 ФЗ «О производственных кооперативах») , а численность наемных работников в кооперативе не должна превышать 30% от численности членов кооператива (ст. 21 указанного закона ). В целом число членов кооператива не может быть менее пяти.
Юридические признаки и виды
АО обладают следующими юридическими признаками:
- относится в категории коммерческих юридических лиц, цель деятельности сводится к извлечению прибыли;
- уставный капитал поделен на акции;
- обособление имущества от акционеров;
- действие от собственного имени при заключении договоров.
Законодательство разделяет АО на публичные и непубличные. До 1.09.2014 шло распределение на закрытые (ЗАО) и открытые (ОАО).
Акции ПАО (публичного акционерного общества) подлежат открытому размещению и обращению, акционером может стать любой человек. Не допускается ограничивать число акций, их стоимость для одного акционера, требовать получения согласия на их продажу и предоставлять преимущественное право для приобретения. Акционеры ПАО имеют привилегии на покупку дополнительных акций из расчета сохранения пропорции к уже имеющемуся пакету.
ПАО должны содержать в официальном наименовании организации указание на публичность. Однако при наличии признаков публичности и регистрации АО до 1.09.2014 общество формально признается публичным, даже при отсутствии в наименовании аббревиатуры ПАО.
К категории непубличных относятся АО, которые не соответствуют признакам публичности и имеют закрытый состав акционеров.
Виды АО также различаются по минимально установленному размеру уставного капитала:
- от 10 000 рублей для непубличных обществ;
- от 100 000 рублей для публичных.
Акционерное общество (АО) — способ организации бизнеса
К выбору подходящей формы собственности, собственник должен подходить внимательно до создания предприятия. От правильно выбранной формы зависят правила, по которым будет организована работа. Акционерные общества открываются для массового привлечения больших капиталов, когда займ и краудфандинг не подходит.
Акционерное общество имеет следующие особенности:
- Только владельцы ценных бумаг могут получать дивиденды из чистой прибыли;
- Все участники, так или иначе, имеют полное право на участие в управлении организацией;
- Пропорциональное распределение рисков;
- Эффективная организация управленческой работы достигается за счет нескольких полномочных органов.
Достоинства и недостатки открытия АО
Как и все организационные формы, общества акционеров обладают своими достоинствами и недостатками.
Среди положительных качеств этого вида юрлиц можно выделить следующие:
- Удобство привлечения финансовых ресурсов;
- Наличие возможности приобретения того числа акций, которое необходимо и выгодно в конкретный момент времени;
- Возможность свободной реализации акций;
- Возможность слияния капиталов;
- Риск для акционеров не глобален: величина их вероятных убытков в самом худшем случае ограничивается находящимися у них на руках акциями;
- Получение участниками общества прибыли – дивидендов.
Но у АО есть и определённые недостатки. К самым явным из них относят такие:
- Сложности, связанные с регистрацией: достаточно непростой процедуре регистрации, подлежит не только само юрлицо, но и каждый очередной выпуск акций.
- Сосредоточение управления в руках одного из акционеров: участник, которому принадлежит более 50% акций наделяется правом задавать направление развития организации, невзирая на мнение других акционеров.
- Ключевые решения, касающиеся развития объединения, формируются в ходе продолжительных процедур; такие заседания могут идти месяцами.
Юридические признаки АО
Юридические особенности объединений акционеров определяются нормативными актами, регламентирующими их деятельность. К таким признакам, в частности, относят:
- Наличие уставного капитала, поделенного на части-акции;
- Коммерческий характер деятельности: то есть целью функционирования АО является именно получение прибыли;
- На балансе таких объединений присутствует имущество, не имеющее никакого отношения к акционерам и являющееся собственностью именно самой организации;
- Все действия (в том числе, заключение договоров) АО производит от своего имени;
- Размер убытков, которые может понести акционер, определяется находящимися у него на руках акциями. То есть даже в случае полного банкротства общества или наличия у него большой задолженности участник теряет лишь в объеме, не превышающим его первоначальных инвестиций.
В настоящее время выделяют два вида акционерных обществ: публичные и непубличные. Однако такое деление появилось сравнительно недавно. Так, до сентября 2014 года акционерные общества могли быть открытыми (ОАО) или закрытыми (ЗАО). Вопрос о необходимости исключения разделения акционерных обществ на открытые и закрытые и выделения публичных и непубличных акционерных возникал давно. В «Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации», одобренной решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009, отмечалось, что в Гражданском кодексе необходимо закрепление особых требований к гражданско-правовому статусу публичных акционерных обществ. Основной критерий выделения таких обществ должен быть строго формально-юридическим, а не фактическим, то есть акционерное общество должно приобретать статус публичного с момента государственной регистрации проспекта ценных бумаг (акций), подлежащих размещению среди неограниченного круга лиц по открытой подписке.
Особенности такого статуса должны заключаться:
- в повышенных требованиях к минимальной величине уставного капитала;
- в обязательном вхождении в состав совета директоров независимых директоров;
- в публичном ведении таким обществом дел, проявляющемся в раскрытии информации о характере его деятельности;
- в наличии специализированного регистратора, ведущего реестр акционеров и выполняющего функции счетной комиссии на общих собраниях акционеров.
В Концепции говорилось, что «акционерные общества, не имеющие публичного статуса, не должны превращаться в общества с ограниченной ответственностью, что фактически происходит сейчас с закрытыми акционерными обществами. В этой связи представляется недопустимым установление ограничений обращения акций таких обществ, в том числе и посредством закрепления за их участниками преимущественных прав приобретения акций, отчуждаемых третьим лицам. В связи с этим следует в принципе отказаться от искусственного выделения типов акционерных обществ (открытые и закрытые)». Таким образом, уже в 2009 году затрагивался вопрос об отказе от деления акционерных обществ на закрытые и открытые и закрепления деления акционерных обществ на публичные и непубличные, однако это произошло несколько позже.
В рамках проводимой в 2014 году реформы гражданского законодательства, был принят Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 99- ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который существенным образом изменил положения Гражданского кодекса Российской Федерации о юридических лицах. В частности, были внесены изменения в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, значительно затрагивающие правовое положение акционерных обществ.
С 1 сентября 2014 года — момента вступления в силу вышеуказанного закона — на смену открытым и закрытым акционерным обществам, в соответствии со статьями 66.3 и 97 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли публичные и непубличные общества.
Как было указано ранее, акционерное общество является одной из форм юридического лица.
Понятие «органа юридического лица» неоднозначно. Так, И.В. Матанцев и В.И. Елисеев придерживаются точки зрения, что орган юридического лица представляет собой «лицо или группу лиц, представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то полномочий».
Однако, наиболее верной видится позиция С.Д. Могилевского и С.Г. Бушевой, которые представляют данный орган как «организационно оформленную часть юридического лица, представленную одним или несколькими физическими лицами».
По вопросам группирования органов юридического лица существует несколько различным мнений. Так, по мнению В.В. Долинской их следует классифицировать по следующим признакам:
- по порядку формирования или способу приобретения полномочий — выборные и назначаемые;
- по числу входящих в них, принимающих решение и несущих ответственность должностных лиц — единоличные и коллегиальные;
- по характеру полномочий и задач — руководящие и иные структурные органы;
- по срокам деятельности — постоянные и временные.
Несколько иную классификацию, в частности, применительно к органам управления хозяйственного общества, предлагает А.В. Олейников, который выделяет органы:
- По функциональным особенностям:
- высший орган общества как орган непосредственного управления;
- органы профессионального управления;
- контрольно-ревизионные органы;
- По способу выражения воли:
- органы, созданные только для формирования воли общества;
- органы, которые одновременно выражают его волю вовне.
Однако, по мнению С.Д. Могилевского, данные классификации не являются всеобъемлющими, а эффективность последней, в связи с возможностью изменений функций органов общества, вовсе ставится под сомнение.
Наиболее емкой выглядит классификация, предложенная Г.Л. Рубеко, по мнению, которого, автономия воли и диспозитивности в методах гражданского и акционерного права способствовала разделению органов по принципу обязательности их присутствия в обществе. Так, он выделил:
- обязательные органы, такие как общее собрание акционеров и единоличный исполнительный орган;
- органы, создаваемые по усмотрению самого общества, в качестве примера которых можно привести совет директоров, функции которого, при условии наличия в обществе количества владельцев голосующих акций менее пятидесяти, может выполнять общее собрание.
Высшим органом, осуществляющим управление акционерным обществом является общее собрание.
Размышляя о правовой природе данного органа, нужно учитывать то, в качестве чего мы его рассматриваем. Так, общее собрание можно рассматривать в нескольких аспектах.
Если охарактеризовать общее собрание как орган юридического лица, то необходимо заметить, что, по сути, юридическое лицо является объектом, в природе несуществующим. Классической теорией юридического лица, созданной в методологической традиции, в правоведении признают теорию «фикции». Как поясняет И. Н. Алексеев: теория фикции означает, что «юридический субъект не тождественен с какой-либо воспринимаемой нами реальной целостностью явлений; он невидим и неосязаем». Из этого следует, что юридическое лицо стоит рассматривать как примышленный субъект.
Однако, как заметил профессор Петри Мантисаари: «кто-то должен представлять компанию при принятии внутренних решений, при взаимодействии с третьими лицами, при осуществлении контроля за деятельностью менеджмента и.т.д.». Эти функции выполняет орган юридического лица — общее собрание акционеров, который посредством принятия решений, выражает волю компании.
В юридической литературе органы юридического лица, в зависимости от того, какую роль они играют при формировании воли компании, делятся на волеобразующие органы, волеизъявляющие органы и органы, которые одновременно выполняют обе функции.
Ряд авторов, такие как И.С. Шиткин и Г.Л. Рубеко, относят общее собрание акционеров к волеобразующим органам. А, в свою очередь, Г.В.Цепов определяет общее собрание как орган, выполняющий две функции: волеобразование и волеизъявление.
Наиболее верной представляется позиция, характеризующая общее собрание акционеров, как орган волеобразующий в силу того, что он лишь выражает волю акционерного общества, а исполнение своих решений не входит в его компетенцию.
Рассматривая общее собрание акционеров, как орган корпоративного управления, профессор И.Т. Тарасов в своем труде «Учение об акционерных компаниях» писал, что «общие собрания составляют необходимый и главный орган в акционерных компаниях, хотя фактически и утративший свое влияние на управление компанией, превратившись в бесполезные дискуссии акционеров».
Современное российское законодательство определяет общее собрание как высший орган управления акционерного общества, но в пределах своей компетенции.
По общему правилу, к исключительной компетенции общего собрания акционеров общества относятся:
- изменение размера уставного капитала общества;
- принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества другому обществу (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему);
- распределение прибылей и убытков общества.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, к исключительной компетенции общего собрания относятся:
- определение прио��итетных направлений деятельности общества, принципов образования и использования принадлежащего ему имущества;
- утверждение и изменение устава общества;
- определение порядка приема в состав участников общества и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;
- образование других органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества в соответствии с Законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общества;
- утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, если уставом общества в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общества;
- принятие решений о создании обществом других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общества, за исключением случаев, если уставом общества, в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общества;
- принятие решений о реорганизации и ликвидации общества, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
- избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора общества.
В случае принятия общим собранием решения, выходящего за рамки его компетенции, акционеры вправе обратиться в суд в целях оспаривания данного решения. Суды, при этом, встают на сторону акционеров, так как, в соответствии с п. 10 ст. 49 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»1, решения общего собрания акционеров, принятые с нарушением его компетенции, не имеютюридической силы, независимо от их обжалования в судебном порядке. Указанное положение ранее содержалось в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах».
Вместе с тем, данная позиция не всегда отвечает интересам общества, так как получается, что акционеры не имеют возможности самостоятельно и в полном объеме управлять своим предприятием. В этом случае оправдана позиция И.Т. Тарасова, который считает нужным утвердить право общего собрания принимать решения по любым вопросам деятельности компании, но с оговоркой, что данные решения не были приняты органами, в чьей компетенции они находятся или вопрос не относится к компетенции ни одного органа.
Рассматривая общее собрание в плоскости отношений таких субъектов корпоративных отношений, как акционерное общество и акционеры, выявляется факт того, что, по сути, общее собрание — это связующее звено между акционерным обществом и акционерами. Это средство взаимодействия между указанными субъектами правоотношений, с помощью которого участники правоотношений осуществляют свои права и исполняют обязанности в отношении друг друга.
Вместе с тем, необходимо отметить, что общее собрание акционеров занимает двойственную позицию по отношению к акционеру. Так, акционер является его участником, но при этом, в случае принятия общим собранием решения, противоположного интересам акционера, он и общество становятся противниками в корпоративном споре.
Процедура проведения общего собрания включает в себя три стадии: подготовка, созыв и проведение.
Принятие решения общим собранием, а также состав участников общества, присутствовавших на общем собрании, подтверждается лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров общества, выполняющим функции счетной комиссии. В случае непубличного общества, данный факт должен быть удостоверен нотариально.
Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусматривается два вида собраний: ежегодное и внеочередное. Общество обязано каждый год проводить общее собрание акционеров. Сроки проведения собрания закреплены в уставе общества.
На ежегодном общем собрании акционеров наиболее важные для деятельности акционерного общества вопросы, такие как:
- избрание совета директоров (наблюдательного совета) общества;
- избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества
- утверждение аудитора общества;
- утверждение отчетов, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года;
- иные вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров.
В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», внеочередное общее собрание акционеров проводится на основании:
- решения совета директоров (наблюдательного совета) общества на основании его собственной инициативы;
- требования ревизионной комиссии (ревизора) общества;
- требования аудитора общества;
- требования акционеров (акционера), являющихся владельцами
не менее чем 10% голосующих акций общества на дату предъявления требования. Данное требование подписывается соответствующими лицами (лицом). Совет директоров, в свою очередь, не позднее трех дней с момента принятия решения, направляет заинтересованным лицам ответ, содержащий либо решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров, либо мотивированное решение об отказе в его созыве.
Порядок подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров акционерного общества установлен Приказом ФСФР Российской Федерации от 02.02.2012 года № 12-6/пз-н «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».
Решение собрания считается принятым в случае, если в собрании участвовало не менее 50% от общего числа участников собрания, а также при большинстве голосов, проголосовавших «за» принятие данного решения. Также следует заметить, что решение может приниматься также путем заочного голосования.
Решение собрания может быть признано недействительным по двум основаниям: если оно признано таковым судом (оспоримое решение): как правило, в случаях нарушения правил подготовки и проведения собрания, или если данное решение по своей сути является ничтожным, а именно, в случаях, когда:
- нет необходимого кворума;
- решение принято по вопросу, не включенному в повестку дня (если только в собрании не участвуют все участники сообщества);
- решение принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
- решение противоречит основам правопорядка или нравственности.
Подводя итог, можно определить общее собрание акционеров высшим, волеобразующим, коллегиальным органом управления акционерного общества, имеющим определенную процедуру созыва, организации и проведения, формируемый из акционеров, принимающих в нем участие, а также выражающий их общую волю.
Как ранее было сказано, решение важнейших вопросов, касающихся деятельности акционерного общества, отнесено к компетенции общего собрания акционеров. Однако при решении стратегических вопросов, касающихся определения тактики развития компании, необходимо наличие профессиональной квалификации лиц (лица), принимающих данные решения. Важно обладать знаниями в различных областях, таких как, в первую очередь экономика, право, промышленность и.т.д. В этой связи, в соответствии с законодательством, полномочия по решению такого рода вопросов передаются специальному органу общества — совету директоров, избираемому общим собранием акционеров, состоящему из физических лиц, не являющихся акционерами данного общества и имеющих необходимые профессиональные знания.
Конечно, для привлечения высококвалифицированных специалистов необходимо наличие материального стимула. Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрена выплата вознаграждения лицу, исполняющему функции члена совета директоров. При этом, в литературных источниках распространена точка зрения, что обществу следует избегать избрания в совет директоров лиц, которые согласны работать на бесплатной основе.
В обязанностях совета директоров лежит общее руководство деятельностью организации. Из этого следует, что данный орган выполняет ключевые функции в управлении обществом. Вместе с тем, в законодательстве есть оговорка, предусматривающая право, в случае, когда в акционерном обществе число акционеров, являющихся владельцами голосующих акций, менее пятидесяти, закрепить в уставе общества выполнение функций совета директоров (наблюдательного совета) за общим собранием акционеров. При этом, в уставе должно быть указание на определённое лицо или орган общества, в компетенции которого находится принятие решения о проведении общего собрания акционеров и утверждении его повестки дня.
Порядок созыва и проведения заседаний совета определяются уставом или внутренними документами общества. Однако, как верно заметил Е.А. Павлодский: «применение этой, казалось прогрессивной в силу своего диспозитивного характера нормы сталкивается с проблемой недостаточного разграничения компетенции общего собрания и совета директоров, а также с возможной недобросовестностью последнего». Действительно, утверждение внутренних документов входит в полномочия как общего собрания, так и совета директоров. Относительно последнего, с оговоркой — за исключением внутренних документов, отнесенных к компетенции общего собрания.
Вместе с тем, конкретный перечень таких документов законодательством не определен.
Деятельность совета директоров организуется его председателем, избранным из числа членов совета директоров. Данный орган управления также является выборным, единоличным и временным. Его существование производно от совета директоров, но для него предусмотрены собственные правовой статус и компетенция.
В законе прописан перечень вопросов, входящих в компетенцию совета директоров и не подлежащих передаче на решение исполнительному органу, а именно:
• определение приоритетных направлений деятельности общества.
- Необходимо отметить, что это наиболее важный вопрос, относящийся к компетенции совета директоров. По сути, совет директоров утверждает план, в соответствии с которым общество организует свою деятельность; созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров.
Как было указано ранее, законом предусмотрены случаи, когда созыва
собрания могут требовать иные органы или лица, такие как ревизор, аудитор, а также определенная категория акционеров, но принятие окончательного решения о проведении общего собрания остается за советом директоров. Однако, в соответствии с п. 8 ст. 55 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в случае, если совет директоров не подчиняется требованиям вышеуказанных лиц, они вправе обратиться в суд с требованием о понуждении общества провести общее собрание акционеров;
- утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
- определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров общества и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;
- увеличение уставного капитала общества путём размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» это отнесено к его компетенции;
- размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных законом;
- определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
- приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Так, когда общим собранием акционеров принято решение об уменьшении уставного капитала, общество обладает преимущественным правом, в случае отказа от покупки акций другими акционерами, на приобретение размещенных акций;
- образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции;
- рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;
- рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
- использование резервного фонда и иных фондов общества;
- утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах «к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества;
- создание филиалов и открытие представительств общества;
- одобрение крупных сделок в случаях, предусмотренных главой X Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
- одобрение сделок, предусмотренных главой XI Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
- утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;
- иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и уставом общества.
Вместе с тем, в Кодексе корпоративного поведения компетенция данного органа представлена иначе. Здесь акцентируется практическая финансовая деятельность директоров:
- совет директоров определяет стратегию развития общества и принимает годовой финансово-хозяйственный план;
- совет директоров обеспечивает эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества;
- совет директоров обеспечивает реализацию и защиту прав
акционеров, а также содействует разрешению корпоративных конфликтов;
- совет директоров обеспечивает эффективную деятельность исполнительных органов общества, в том числе посредством осуществления контроля за их деятельностью.
В литературе полномочия совета директоров классифицируются по различным основаниям. Так, автор В. В. Долинская предлагает следующий вариант классификации:
- по характеру вопросов:
а) организационные (например, п. 2, 3,4, 9 и др. ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);
б) имущественные (например, п. 5, 6, 7,8 и др. ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);
в) смешанные (например, п. 14 ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);
- по степени участия совета директоров в их решении:
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам: 1 января 1996 года начал действовать Федеральный Закон «Об акционерных обществах», который вместе с ГК РФ установил новое правовое пространство для акционерных обществ. Два указанных правовых акта стали основой для осуществления деятельности современных акционерных обществ.
Исходя из признаков акционерного общества можно предложить следующее его определение: акционерным обществом следует признать юридическое лицо, которое обладает общей правоспособностью, основной целью деятельности которого является получение прибыли, уставный капитал которого разделен на акции, удостоверяющие обязательственные права его участников в отношении к данному юридическому лицу, которые объединяются на основании заключенного между ними гражданско- правового договора, не отвечают по обязательствам общества, принимая риск убытков, связанных с его деятельностью, в размере стоимости принадлежащих ему акций.
Акционерное общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования). При образовании акционерного общества его учредителями должны быть выполнены такие юридически значимые действия как принятие единогласного решения об учреждении акционерного общества, утверждении устава, органов управления и т.п., и заключение между собой договора о его создании.
При создании акционерного общества все его акции подлежат распределению между учредителями, соответственно, учредитель это всегда акционер. При этом в юридической литературе достаточно обоснованно критикуется правило о том, что российский законодатель оставил без внимания то, что на стадии учреждения акционерного общества в действительности существуют две группы лиц: во-первых, учредители, которые заинтересованы в образовании и последующей деятельности общества, которые готовы для этого принять на себя некоторые обязанности (т.е., собственно, учредители), и, во-вторых, учредители (или, точнее говоря, акционеры-подписчики), которые желают сделать взносы в уставный капитал образуемого акционерного общества, но не имеют намерения брать на себя какие-то обязанности по его созданию.
Обе данные группы в гражданском законодательстве России названы одинаково — учредители, что нам представляется не вполне правильным.
Юридическое значение уставного капитала состоит в том, что его размер определяет рамки минимальной имущественной ответственности акционерного общества по своим обязательствам. Практическое значение образования уставного капитала посредством размещения акций состоит в возможности незамедлительного привлечения финансовых средств, которые необходимые для начала реальной экономической деятельности
Управление акционерным обществом предполагает наличие механизма или систему взаимодействия участников и способы, при помощи которых они представляют свои интересы. Процедура управления акционерным обществом предполагает комплекс действий, которые необходимы для формирования и достижения целей организации.
Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. С учетом неоднозначного определения в законах исключительной компетенции общего собрания акционеров, существование диспозитивных норм в регламентации распределения полномочий между органами управления в уставе акционерного общества, и его локальных актах, должна быть четко установлена компетенция каждого из органов управления, где в том числе необходимо урегулировать проблемы организации деятельности органов управления общества, режим и процедуру изменения уставного капитала, и иные вопросы.
Совет директоров является контрольным органом. Он несет основную ответственность в управлении делами акционерного общества, осуществляя три главные функции: осуществление контроля за деятельностью руководства; назначение и консультирование исполнительного органа; принятие основных корпоративных экономических и финансовых решений.
Деятельность исполнительного органа общества регулируется в законе в самом общем виде. Определение его взаимодействия с иными органами управления, осуществляется по усмотрению учредителей или совета директоров.
Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.
Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:
- условия внесения сведений в этот реестр;
- орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
- порядок внесения сведений в реестр;
- публичный характер реестра;
- основания для отказа во внесении сведений в реестр;
- основания для исключения сведений из реестра;
- условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
Об общественном уставе
Немаловажное место в правовом положении акционерного общества занимает устав. Согласно статье 11 рассматриваемого нормативного акта, он принимается на учредительном собрании по учредительному документу. Требования устава формируются членами организации, после чего становятся общеобязательными для всех акционеров.
Что должен содержать в себе устав? Закон указывает на следующие положения:
- место нахождения организации;
- фирменное наименование;
- стоимость, категории и виды привилегированных акций, а также их количество;
- размер уставного общественного капитала;
- права членов организации;
- порядок формирования и реализации общих собраний акционеров, даты и места проведения собраний;
- структура органов управления общества, порядок принятия решений;
- иные положения, соответствующие рассматриваемому Федеральному закону и Гражданскому кодексу.
Таким образом, организационный устав должен содержать особенности правового положения акционерного общества.
Любое коммерческое предприятие создается с целью получения прибыли и осуществления предпринимательской деятельности. Особенность всех акционерных обществ в том, что их капитал формируется за счет акций, которые имеют одинаковую номинальную стоимость. В свою очередь владельцы таких акций несут ответственность только в рамках стоимости этих ценных бумаг. К примеру, те же ИП отвечают по обязательствам своего бизнеса даже собственным имуществом.
Чаще всего все акционерные общества представлены в сфере среднего и крупного бизнеса. Никаких ограничений по выбору видов деятельности нет у АО и ПАО. Главное, чтобы деятельность осуществлялась в рамках закона. Если требуют нормативные акты, то необходимо получать специальные разрешение и лицензию, к примеру, при осуществлении фармацевтическое деятельности или при реализации табачных или алкогольных изделий.
Переход в другую форму
Преобразование ПАО в АО или наоборот, можно произвести в любой момент, так как окончательных сроков, в которые необходимо вложиться всем юридическим лицам, нет. В данном случае, процедура не является реорганизацией, а лишь сменой организационно-правовой формы. Не потребуется даже оплачивать государственную пошлину, однако придется соблюсти определенные правила, которые в одинаковой степени касаются как непубличных, так и публичных обществ.
Прежде всего, необходимо провести общее собрание акционеров. На этом собрании следует решить несколько вопросов:
- убрать приставку «закрытое» или «открытое» общество;
- добавить в название приставку «публичное» или установить, что предприятие будет работать в виде ООО;
- увеличить уставной фонд, если он не достигает необходимого уровня.
Реорганизация и ликвидация открытого акционерного общества
Открытое акционерное общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, который предусмотрен в Федеральном законе РФ от 26 ноября 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
ОАО может быть реорганизовано в форме:
- преобразования;
- присоединения;
- слияния;
- разделения;
- выделения.
Ликвидировано открытое акционерное общество может быть добровольно и только в том в порядке, который установлен Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований Федерального закона «Об акционерных обществах» и устава общества. К тому же открытое акционерное общество может быть также ликвидировано через решение суда.
В согласии с действующим законодательством РФ, если происходит ликвидация юридического лица, то права и обязанности не могут быть переданы в качестве правопреемства к другим лицам.
Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо (которым является акционерное общество) может быть ликвидировано:
- по результатам решения его учредителей или же органа уполномоченного на то учредительными документами органа, в том числе по истечению срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно и было создано;
- по решению суда, если были допущены грубые нарушения закона при его создании , а также если эти нарушения носят неустранимый характер, или деятельность осуществляется без должного разрешения (лицензии), или противоречит ее уставным целям.
Хозяйственные общества, их виды и особенности правового статуса
(начало продублировано из вопроса №17) Хозяйственные товарищества и общества — форма объединения лиц и имущества для самых различных видов предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества и общества обладают общей правоспособностью, приобретают право собственности на имущество, полученное в результате их деятельности, а конечную прибыль могут распределять между своими участниками.
Общим для всех хозяйственных товариществ и обществ является деление их уставного (складочного) капитала на доли, права на которые принадлежат их участникам. Обладание долей в уставном капитале, как правило, позволяет участвовать в управлении делами организации и распределении получаемой ею прибыли.
Права и обязанности участников хозяйственных товариществ и обществ. Они вправе в той или иной форме участвовать в управлении делами юридического лица, получать информацию о его деятельности, принимать участие в распределении прибыли и получать ликвидационную квоту — часть имущества юридического лица, оставшегося после расчетов с кредиторами ликвидированного юридического лица, либо стоимость этого имущества. Участники хозяйственного товарищества и общества обязаны вносить вклады в уставный (складочный) капитал в порядке и размере, установленных учредительными документами, и не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества или общества.
В то же время между хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами имеются и существенные различия.
Хозяйственные общества представляют собой организации, создаваемые одним или несколькими лицами путем объединения и обособления части их имущества для ведения предпринимательской деятельности. Здесь гарантией прав кредиторов является имущество юридического лица (в частности, его уставный капитал), поскольку только за счет него, а не за счет имущества учредителей, могут быть удовлетворены требования кредиторов общества. Таким образом, в хозяйственных обществах имущество юридического лица отделено от имущества учредителей. Это объясняет их удобство и широкое распространение в современном обороте.
Хозяйственные общества традиционно называют объединениями капиталов, в то время как хозяйственные товарищества — объединениями лиц. Отношения между участниками товарищества предполагаются более доверительными, чем отношения между участниками хозяйственных обществ.
Акции и ведение реестра акционеров ПАО. Имущественный фонд
Как уже было отмечено – акции публичных акционерных обществ должны быть размещены и далее обращаться в открытом доступе (согласно ст. 66.3 ГК РФ). Таким образом, если руководство АО закрытого типа принимает решение стать открытым, тогда ему придется изменить политику работы с ценными бумагами и внести в название общества слово «публичное». Что же касается ЗАО (которые остались в прежней форме) будет применяться положения ФЗ № 208.
Номинальная стоимость любых обыкновенных акций АО – одинакова. В момент же учреждения общества абсолютно все акции, являющиеся именными, должны распределятся между всеми учредителями (ст. 25 ФЗ № 208).
В ПАО акционер не имеет лимита на общее количество принадлежащих ему акций. Также нет ограничений их суммарной номинальной стоимости и максимальному числу голосов, которые предоставляются отдельно взятому акционеру (ст. 97 ГК РФ). Устав АО не может содержать пункт о необходимости в согласии для отчуждения акций общества. Также никто не имеет преимуществ на возможное приобретение акций ПАО, это возможно лишь в качестве исключения (п. 3 ст. 100 ГК РФ).
Общество вправе размещать обыкновенные и привилегированные акции (как одного, так и нескольких типов). Но в тоже время номинальная стоимость всех размещенных привилегированных акций не может быть выше 25% от уставного капитала акционерного общества (ст. 25 ФЗ № 208).
Начиная с 1.10.2014 г. реестр акционеров каждого АО должен вестись исключительно специализирующимися регистраторами, которые имеют на то лицензию (ФЗ № 142 от 02.07.2013г.). Если вспомнить, то ранее общества, имеющих до 50-ти акционеров реестр можно было вести самостоятельно. Сейчас же нет никаких исключений. Более того, каждому АО, которое не передало реестр стороннему реестродержателю, грозит штраф, размером до 1 млн. рублей.
Имущественные фонды публичного АО, прежде всего, формируются за счет оборота ценных бумаг и акций организации. В тот же момент, чистая прибыль, полученная в перспективе во время ведения организацией своей деятельности, может включаться в состав имущественного фонда. Действующее законодательство этого не запрещает.
Эмиссия ценных бумаг акционерного общества
Акционерное общество выпускает ценные бумаги в строго регламентированном порядке. Общий порядок эмиссии подразумевает пять этапов.
На первом этапе принимается решение о размещении эмиссионных ценных бумаг. Например, это может быть решение об увеличении уставного капитала через размещение дополнительных акций. Такое решение может принимать общее собрание акционеров или совет директоров — в зависимости от положений устава.
На втором этапе утверждается решение о выпуске ценных бумаг. Аналогично первому этапу такое решение может принимать общее собрание акционеров или совет директоров — в зависимости от положений устава.
На третьем этапе осуществляется государственная регистрация выпуска ценных бумаг. После первых двух этапов документы направляются в соответствующее подразделение Банка России, которое регистрирует выпуск ценных бумаг. Выпуску присваивается государственный регистрационный номер.
На четвертом этапе проводится размещение ценных бумаг. Этот этап подразумевает непосредственное совершение сделок с ценными бумагами. Это может быть, например, договор купли-продажи, который заключается между акционерным обществом и его акционером.
На пятом этапе происходит государственная регистрация отчета об итогах выпуска. Это финальный этап, на котором в подразделение Банка России предоставляется отчет о размещении ценных бумаг. В таком отчете содержится информация, например, о сроках и способах размещения, количестве размещенных акций.